Ассоциация
РООР СРОСБР

Ассоциация региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона»

Поиск по сайту

Два часа с президентом 08.12.2021

Как отметил президент НОСТРОЙ, мероприятие подобного формата проводится впервые, и то, какое количество вопросов поступило в нацобъединение, позволяет не только выявить системные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются СРО, но и проблемы строительной отрасли в целом. «Всю информацию, полученную в ходе нашей онлайн-встречи, прошу руководителей СРО обязательно донести до своих членов. На практике мы видим, что зачастую регионы и федеральный центр работают разрозненно. И нам надо объединить усилия, сделать процесс нашего взаимодействия эффективным, используя для этого все доступные инструменты», — сказал Антон Глушков, открывая совещание.

Встреча, в ходе которой президент НОСТРОЙ ответил на самые актуальные и злободневные вопросы, сгруппированные по девяти тематическим блокам, продлилась более двух часов. В частности, речь на селекторе шла о закупках в строительстве, техническом регулировании и охране труда, ценообразовании и цифровизации, повышении квалификации строительных кадров, организации деятельности СРО и взаимодействии с различными организациями и ведомствами по отраслевым вопросам, а также о законодательных инициативах со стороны профсообщества и внесении изменений в существующие требования и регламенты.

Закупки

Первый блок вопросов к президенту НОСТРОЙ был посвящен теме закупок в строительстве. В общей сложности сразу десять СРО прислали вопросы, которые так или иначе касались происходящих и требующихся законодательных изменений в этой сфере. Эту тему, в частности, подняли Валерий Шевляков и Ольга Леонова из Центрального федерального округа (ЦФО), Вячеслав Придатченко из Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Ростислав Водолазов из Южного федерального округа (ЮФО), Али Шахбанов и Владимир Еличев из Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), Татьяна Кузнецова из Сибирского федерального округа (СФО).

Антон Глушков: Необходимость изменения законодательства о закупках применительно к строительным контрактам обсуждается давно. Действительно, выбор подрядчика на выполнение строительных работ, работ по реконструкции или капитальному ремонту нельзя сравнивать с приобретением товарно-материальных ценностей. В стройке важны качество, сроки и стоимость работ. Именно поэтому сейчас идет активная дискуссия о необходимости выделения конкурсных процедур в рамках 44-ФЗ, которые связаны со стройкой, в отдельный нормативный акт. Безусловно, эту инициативу поддерживают не все. В числе «противников», к примеру, Минэкономразвития РФ. Позиция НОСТРОЙ, которую разделяют в Минстрое России, иная. Концепция разрабатываемого нами документа предполагает возможность регулярной корректировки цены контракта в случае изменения цены ресурсов. Сейчас в большей части контрактов заказчиком предусмотрен дефлятор. Но если изменение цены больше величины дефлятора, то цену никоим образом поменять уже нельзя. Постановление правительства РФ №1315 об изменении твердой цены контракта носит лишь срочный характер, а подобные нормы должны стать постоянными.

Второй момент, который отмечают все строители, но не любят афишировать госзаказчики, — вопрос паритетных отношений. У нас так все устроено, что подрядчик всегда виноват. Но ответственность сторон должна быть равноправной. Потому что очень часто те замечания, которые получает подрядная организация, вызваны не уровнем компетенции подрядчика, а недоработкой государственного или муниципального заказчика.

И в-третьих, необходим принцип регионализации для небольших контрактов (стоимостью до 60 млн рублей), привязка должна быть по ИНН к той территории, на которой производятся торги. Есть и еще одна наша инициатива, поддержанная и Минстроем, и правительством, но которая, к сожалению, пока не нравится опять же Минэкономразвития, — это отмена банковской гарантии на контракты ниже 60 млн и замена ответственности СРО.
Еще одна сложность в том, что между проведением торгов на проектирование и торгов на стройку проходит достаточно много времени, и заказчик, формируя задание на проектирование, не всегда понимает, когда и в каком законодательном поле будет торговаться контракт на строительно-монтажные работы (СМР). Что я предлагаю в этой части сделать? Еще раз встретиться по этому поводу с представителями Минстроя и Главгосэкспертизы, чтобы в рабочем режиме проговорить возможность рассылки рекомендательных писем заказчикам о том, что если эти затраты потом будут предусмотрены контрактом и заказчик будет их нести, то тогда их следует включать в сводный сметный расчет (ССР).

В этой связи не могу не вернуться к теме поправок в 44-ФЗ. Основная логика необходимых изменений в том, что мы хотим перевернуть пропорцию, чтобы неценовые факторы — квалификация, опыт, наличие основного персонала, опыт реализации схожих проектов — стали доминирующими. Практика, когда победитель определяется аукционом, — порочная. Надо уйти от аукционов в пользу конкурсов. Ведь что такое начальная максимальная цена контракта? Мы выбираем минимальные коммерческие предложения, минимальную возможную стоимость для выполнения тех или иных работ, а потом эту минимальную стоимость еще и понижаем. Это абсурд. Европейский опыт говорит о том, что, если проходят торги на понижение, то уровень надбавки на временное, непредвиденное минимум должен составлять 30% в плюс к ССР.

Техническое регулирование

Вопросы по этой теме задали Владимир Левченко из Уральского федерального округа (УФО) и Виктор Опекунов (ЦФО). Первый предложил вернуть советскую нормативную документацию, при этом актуализировав некоторые разделы документов, а второй попросил президента НОСТРОЙ дать оценку целесообразности одновременной деятельности Технического Совета (ТС) и отраслевых комитетов нацобъединения.

Антон Глушков: Спустя много лет большая часть наших коллег-проектировщиков продолжает ностальгировать по прежней системе нормативного регулирования, которая была в условиях плановой экономики и содержала жесткие предписания и требования.

Однако времена меняются, и в современных условиях, когда внедряются новые материалы, технологии, а цифровизация пронизывает все сферы деятельности, нужна более гибкая система строительного нормирования — параметрическая. При этом надо понимать, что у России свой путь в сфере технического регулирования — неевропейский (до сих пор не перешли и теперь вряд ли в ближайшее время перейдем на еврокоды). Но и стройная система обязательных требований, которая была в советском строительстве, нами утрачена. Сейчас в стране запущена регуляторная гильотина, и практически в еженедельном режиме происходят какие-то изменения в технических документах. Хорошо это или плохо? Если посмотреть на своды правил (СП), то они выглядят как лоскутное одеяло, где ты должен очень внимательно отслеживать, какие пункты на сегодняшний день являются обязательными, а какие — добровольного применения. Помочь в этом и призван созданный нами 2,5 года назад ТС, который не только объединил в своем составе ведущих экспертов из всех федеральных округов, в том числе по отраслевым направлениям деятельности, но и показал высокую эффективность работы как раз в части усиления роли и позиций НОСТРОЙ в области техрегулирования. Причем речь идет и о подготовке предложений по документам стратегического планирования, и о детальном оперативном рассмотрении ключевых документов по строительному нормированию, и о многих других аспектах, выходящих за рамки области деятельности комитетов. Совет, к примеру, разработал концепцию предстоящей реформы действующей системы отраслевого техрегулирования, которую мы уже обсудили с кабмином и сейчас совместно с ФАУ ФЦС реализуем.

Кстати, в работе ТС активно участвуют и члены отраслевых комитетов НОСТРОЙ. Некоторые из них являются членами Совета или привлекаются как независимые эксперты. Не углубляясь сильно в сходства и различия целей, задач и функций ТС и действующих комитетов нацобъединения отмечу, что в этой деятельности дублирования нет и быть не может, речь может идти только о совместной работе, что, безусловно, идет на пользу общему делу.

Охрана труда

В ассоциации «Строители железнодорожных комплексов» полагают, что саморегуляторы могут больше влиять на охрану труда, и в связи с этим предложили рекомендовать СРО активнее предъявлять к своим членам обязательные к исполнению требования по охране труда.

Антон Глушков: Нет ничего важнее человеческой жизни! На протяжении долгого времени ведется дискуссия в правительстве и Минстрое о том, чтобы наделить СРО финансовой ответственностью не только за возмещение вреда третьим лицам и обеспечение договорных обязательств, но и вменить в ответственность СРО возмещение за причинение вреда непосредственно сотрудникам. То есть фактически речь идет об охране труда, об организации безопасного производства на строительной площадке. Это даже не приоритетная, а основная задача для СРО.
Что для этого уже сделано? Есть стандарт НОСТРОЙ «Системы управления охраной труда. Порядок создания и внедрения». Есть методические рекомендации, разработанные комитетом по страхованию финансовых рисков. Кроме того, у нас в разработке электронное приложение «Электронный инспектор труда» — очень удобный механизм по охране труда, который может использовать каждый сотрудник, заходя на стройплощадку.

Ценообразование

Одной из наболевших проблем строительной отрасли в 2021 году стал рост стоимости строительных материалов. Не удивительно, что это волнует представителей большинства российских СРО. Прокомментировать ситуацию и рассказать о последних изменениях в нормативной базе, о том, что может сделать регион на своем уровне в этих вопросах, президента НОСТРОЙ попросили Дмитрий Кочнев (ЦФО), Алексей Брянский и Зинаида Герасимович (СФО), Валерий Мозолевский из Дальневосточного федерального округа (ДФО) и многие другие.

Антон Глушков: У роста цен на стройматериалы, в том числе на металл, причин много. Но нам сегодня важнее разобраться в последствиях, понять, что уже сделано и что еще предстоит сделать, какие есть механизмы для того, чтобы строители могли преодолеть связанные с этим проблемы.

В части разработки мер по купированию последствий роста цен, в которой мы приняли активное участие, постановление правительства РФ №1315, в котором требования распространялись на контракты стоимостью свыше 100 млн рублей. Нам удалось снизить планку до 1 млн рублей. То есть это теперь будет касаться любого контракта на капитальный ремонт.

И еще удалось добиться изменения процедуры подтверждения изменений сметной стоимости. Если сейчас у нас в общем она составляет 40 дней, то для повторного подтверждения достоверности сметной стоимости эта процедура сокращена до 14 дней. Все эти нормы распространялись ранее на контракты, заключенные до 1 июля нынешнего года. Этот срок был пролонгирован до 1 октября 2021 года. Сейчас обсуждается возможность отсрочить вообще до 1 января 2022 года.

Теперь о практике реализации постановления №1315. 76 регионов свои акты приняли, мы видим уже заключенные договоры на увеличение стоимости не только по пилотным контрактам, которые сопровождает НОСТРОЙ, но и самостоятельные процессы в регионах. В Главгосэкспретизу России по федеральным проектам поступило 279 обращений, по 60 уже выдали положительные заключения. В региональные экспертизы поступило 255 обращений и по 86 из них получено положительное заключение: ПФО 82 (30), ЦФО 42 (18), ЮФО 55 (4), СКФО 25 (16), СФО 20 (6), СЗФО 15 (4), ДФО 11 (4), УФО 5 (4).

Что касается региональной работы, то роль СРО на местах недооценена властью. И наши предложения о том, чтобы в систему госрегулирования встроить саморегулирование, пока не услышаны. Напомню: два года назад, когда мы в качестве приоритетов в своей работе выделяли именно ценообразование, началась очень горячая дискуссия. Многие коллеги считали, что это не предмет деятельности саморегуляторов и никому не нужно, пусть этим занимается государство. Пандемия доказала обратное.

Сейчас к полномочиям субъектов отнесено установление уровня зарплат перворазрядников в стройотрасли. Статистика говорит, что не у всех субъектов с этим все хорошо. В 13 регионах средняя зарплата по отрасли ниже общерегионального уровня.

Все больше субъектов при активной работе СРО переходит от общих индексов к индексам по статьям затрат. Практический результата от этого — изменение стоимости. И это надо донести до власти. У регионов уже сейчас много полномочий в вопросах ценообразования. Это и мониторинг ресурсов, и утверждение заработной платы рабочего 1-го разряда, занятого в строительстве, и работа с поставщиками ресурсов по регистрации во ФГИС ЦС.

Еще один вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, это переход на ресурсно-индексный метод ценообразования. Согласно плану реформирования, утвержденному правительством РФ, перейти на этот метод мы должны во II квартале 2022 года. К сожалению, статистика по большинству регионов неутешительная, ФГИС ЦС в регионах имеет низкий процент наполнения, по которому перейти на новый метод регион не сможет. Мы договорились с Главгосэкспертизой провести работу в этой сфере. 22 СРО уже участвуют в этом процессе. За этот год мы провели 15 крупных региональных мероприятий по вопросам отраслевого ценообразования. В них приняло участие более 35 тыс. человек.

Кадры

По теме кадров в целом и независимой оценке квалификации специалистов в частности на селекторе с президентом НОСТРОЙ было задано, пожалуй, самое большее число вопросов. Их задавали: Александр Ходырев (ПФО), Александр Савельев, Елена Коновалова и Анатолий Шаповалов (СФО), Анатолий Грабарев, Алексей Торопцев, Алексей Тарасов и Ольга Леонова (ЦФО), Александр Ладатко (ЮФО) и Игорь Жиденко (УФО).

Антон Глушков: Проблема дефицита кадров и качества подготовки специалистов в отрасли налицо. Если до пандемии мы обсуждали ее скорее гипотетически и не могли подтвердить свои доводы какими-то конкретными цифрами, то сейчас видим, как говорится, вживую.

Проблема кадрового обеспечения отрасли комплексная, поэтому и решать ее надо теперь системно. Это и приведение в соответствие заработных плат, используемых при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства, с зарплатами рабочих, фактически выплачиваемых в компаниях. В 2021 году НОСТРОЙ совместно с Главгосэкспертизой и региональными СРО провели пилоты по пересмотру зарплаты в двух субъектах РФ. Новосибирская и Кемеровская области по итогам этого пересмотра увеличили норматив по зарплате на 15% и 13% соответственно.

Нужна популяризация строительных профессий при помощи таких инструментов, как конкурсы профессионального мастерства, главная цель которых — широкое информирование о специальностях и пробуждение интереса к ним у подрастающего поколения. Необходимо и введение практико-ориентированного обучения с максимальным учетом потребностей строительного комплекса, целевой подготовки кадров.

15 декабря мы планируем организовать мероприятие в Великом Новгороде. Его цель — показать работу одного из лучших строительных колледжей страны, свести руководство профильных колледжей с работодателями, чтобы вместе отработать механизм целевой подготовки и отбора будущих кадров из числа студентов уже в процессе их обучения.
Нельзя не упомянуть в этой связи национальный конкурс профессионального мастерства «Строймастер», который проводится по инициативе НОСТРОЙ с 2010 года. Чтобы повысить его эффективность, мы стремимся к тому, чтобы «Строймастер» стал значимой всероссийской конкурсной и деловой площадкой для взаимодействия всех участников строительной отрасли, региональных и федеральных органов власти в сфере строительства, отраслевого делового сообщества, экспертов и молодежи.

При этом строители заинтересованы и в грамотных заказчиках. С этой целью Минстроем было поручено НОСТРОЙ совместно с МГСУ создание обучающего проекта «Школа заказчика объектов капитального строительства». Разработано две программы: повышения квалификации (72 часа, 1 месяц обучения) и профпереподготовки (252 часа, 2 месяца углубленной подготовки). Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. В ходе обучения используются видеолекции, вебинары, интерактивное общение слушателей и преподавателей. Мы планируем ежемесячный запуск нескольких групп на базе МГСУ. Первая группа по курсу повышения квалификации уже сформирована. Обучение начинается с 29 ноября 2021 года.

Компенсационные фонды

Этот большой блок вопросов был сформирован из обращений Алексея Подлуцкого, Юрия Серковского, Олега Котанчяна, Ольги Леоновой и Елены Жучковой (ЦФО), Григория Сеферова и Равиля Умерова (ЮФО), Анатолия Шаповалова (СФО) и Бориса Бабаянца (СЗФО). В частности, их интересовала возможность снижения финансовой нагрузки на членские организации, право использовать часть дохода СРО от размещения компенсационных фондов (КФ) в банках.

Антон Глушков: Данные вопросы были детально проработаны аппаратом НОСТРОЙ и Экспертным Советом еще в 2017- 2018 годах, подготовлены соответствующие поправки в градостроительное законодательство.
По вопросу предоставления права СРО использования части процентного дохода от размещения КФ в кредитных организациях мы продвигаем три ключевые законотворческие инициативы:
— право использовать часть этого дохода на финансирование деятельности СРО по формированию стандартов и цифровых сервисов;
— предлагается предусмотреть возможность перечисления взносов на нужды организации из этих доходов, освободив от таких взносов членов СРО;
— право СРО, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивать налог, исчисленный с дохода, за счет такого дохода.

Цифровизация

2022 год все ближе, и все больше строительных СРО волнуется: как будет реализовываться переход к обязательному применению технологий информационного моделирования (ТИМ)?
Антон Глушков: Согласно постановлению правительства РФ №331, с 1 января следующего года вводится обязательное формирование и ведение информационных моделей объектов капитального строительства, проектируемых и реконструируемых с привлечением бюджетных средств.

В первую очередь проблема затронет заказчиков, так как не определены четкие технические требования к информационной модели, форматы, которые необходимо учитывать в конкурсной документации на разработку проектной документации.

Также эта проблема затронет проектировщиков, для которых не определен порядок формирования и ведения цифровой модели. Несмотря на то, что сами правила формирования и ведения цифровой модели были утверждены этой осенью (постановлением правительства РФ №1431), уже сейчас готовится проект по изменению документа. В частности, предлагается исключить обязательную разработку трехмерных моделей и обеспечить наполнение информационных моделей посредством XML-схем, что существенно снизит требования к программному обеспечению и участникам. Однако данные изменения в настоящий момент еще не утверждены.

Также заказчикам будет сложно принимать работу у проектных организаций. По каким критериям они должны проверить, что им представлена требуемая модель? И самое главное — кто эти люди в штате у заказчиков, кто такую проверку проведет и поставит подпись под актом выполненных работ? Да, компании, стоявшие у истоков зарождения ТИМ в России, к настоящему времени достигли высокого уровня их применения. Вместе с тем значительная часть организаций (в особенности участники госзаказов) традиционно использует 2D-проектирование и демонстрируют низкую вовлеченность в процесс перехода на ТИМ.

Более того, значительная часть участников строительного рынка видят в переходе на ТИМ лишь дополнительные расходы на закупку программного обеспечения и перестройку рабочих процессов. Не забывает и про дефицит квалифицированных кадров. И здесь он тоже сказывается — на обучение кадров как на стороне заказчика, так и на стороне проектных и подрядных организаций понадобится больше всего времени и средств. Это, на мой взгляд, самый серьезный барьер, который нельзя преодолеть за несколько месяцев.

Для перехода на ТИМ в поставленный срок необходимо решить ряд задач, в связи с чем НОСТРОЙ ведет работу по следующим направлениям: формирование нормативной базы, обучение специалистов ТИМ, методические материалы. Проектировщики и особенно строители наиболее остро нуждаются в методическом сопровождении, в том числе в материалах, разъясняющих основные положения и подходы к формированию и применению информационных моделей.

«Коронакризис»

Николай Андреев (ПФО) выступил с инициативой к НОСТРОЙ выйти с ходатайством к власти о признании строительной отрасли пострадавшей от последствий пандемии.

Антон Глушков: Надо сказать, что с началом пандемии все отрасли экономики столкнулись с проблемами. Если мы говорим о нашей отрасли, то в 2020 году строители столкнулись с большим количеством ограничений. Прошлогодней весной стройки в Москве и Московской области были полностью остановлены. Еще в 20 субъектах РФ строительные работы были значительно затруднены. Но есть отрасли, которые пострадали от последствий «коронакризиса» в значительно большей степени. Именно их и признали пострадавшими.

Стройотрасль же как работала, так и продолжает работать. Этому способствовало в том числе то, что оперативно на площадке Экспертного Совета НОСТРОЙ были подготовлены методические рекомендации для подрядных организаций по работе в режиме «covid-free». В основу легли лучшие федеральные и региональные практики, направленные на недопущение распространения коронавирусной инфекции. Именно благодаря нашему антиковидному регламенту значительно увеличилась эффективность противоэпидемиологической профилактики на местах выполнения членами СРО строительных работ. В последующем наши рекомендации с небольшими дополнениями утвердил Минстрой и Роспотребнадзор.

В этом году полной остановки работ в сфере строительства также нет. Только в трех регионах введено частичное ограничение деятельности стройкомпаний, за исключением системообразующих и непрерывно действующих. Хочу напомнить, что в 2020 году из государственных и муниципальных бюджетов направлялись значительные средства на поддержку стройотрасли. Финансовые и методические меры позволили обеспечить бесперебойное функционирование стройотрасли в 2021 году. В связи с этим рассмотрение вопроса о признании стройотрасли в качестве пострадавшей от последствий пандемии, думаю, не найдет поддержки в органах власти.

Займы СРО

Завершал селектор блок вопросов, посвященных займам СРО своим членам. Так, к примеру, Александр Ладатко (ЮФО) от имени всех саморегуляторов поинтересовался у президента НОСТРОЙ: можно ли будет продлить эту меру поддержки строителей и дальше?

Антон Глушков: Подтверждением востребованности этой меры поддержки могут служить цифры. Всего по состоянию на 16 ноября 2021 года 50 СРО в 38 субъектах РФ приняли решения о предоставлении своим членам 255 займов на общую сумму 4,9 млрд рублей. По итогам 2020 года 43 СРО из 34 субъектов РФ выдали своим членам 147 займов на общую сумму 2,71 млрд рублей. В 2021 году 31 СРО из 28 субъектов РФ приняли решения о предоставлении 108 займов на общую сумму 2,2 млрд рублей. За прошедшую неделю в НОСТРОЙ поступили сведения о 7 выданных займах на общую сумму 305 млн рублей. С учетом того, что СРО и их члены активно пользуются такой мерой поддержки, как займы, и вопросы коллег подтверждают это, в НОСТРОЙ в первоочередном порядке сейчас прорабатывается вопрос о продлении срока выдачи займов. Возможно, эта мера поддержки станет бессрочной.

Владимир ТЕН
https://stroygaz.ru/publication/srochno-v-nomer/dva-chasa-s-prezidentom-/



Страница была изменена: 07.12.2021 в 10:03