Ассоциация
РООР СРОСБР

Ассоциация региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона»

Поиск по сайту

Саморегулирование – процесс для строителей новый, но неизбежный 12.05.2009

Что государство предложило взамен?

Взамен положений о лицензировании деятельности в области строительства 1 декабря 2007 года был принят 315-ый Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (СРО). Он повлек за собой изменения в Градостроительный Кодекс, которые закреплены законом № 148 от 22 июля 2008 года. 148-ой закон, собственно и дал старт революционным переменам в строительном комплексе.

Федеральный закон №315-ФЗ носит рамочный характер. Это закон о саморегулировании как таковом, которое может быть применено к отдельным сферам деятельности. Что касается №148-ФЗ, то этот закон вносит изменения в градостроительный кодекс и касается изыскательских, проектных и строительных работ. Всех тех организаций, которые занимаются этими видами деятельности, закон касается напрямую. В отличие от рамочного №315-ФЗ, №148-ФЗ устанавливает обязательное членство в СРО. Численность организаций для строительных СРО — не менее ста, компенсационный фонд — 300 тыс. рублей с каждого члена некоммерческого партнерства, если они сами застрахуют свою гражданскую ответственность. Все это — нормы закона в строительной отрасли и они одинаковы как для большого, так и для малого бизнеса, равно как и для индивидуальных предпринимателей

Строительные организации, предприниматели объединяются по профессиональному признаку. Сами устанавливают стандарты деятельности, правила поведения на рынке. Для государства крайне важно, чтобы объекты капитального строительства возводились качественно. А уж требования к субъектам строительной деятельности можно передать и на откуп самим строителям. Это как минимум приведет к серьезному снижению бюджетных расходов на создание громоздкого аппарата лицензирования. Да и наладить отношения даже с несколькими десятками крупных СРО, которые все время на виду, гораздо легче, чем контролировать порядка 300 тысяч организаций строительного сектора, которые сейчас имеют строительные лицензии.

С 1 января 2010 года строители, которые претендуют на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, смогут работать только при наличии допуска от СРО. Свидетельства о допусках будут выдаваться саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО, при выявлении нарушений и в некоторых других случаях. Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в строительстве и ведение государственного реестра СРО выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Требования для получения допусков на работы устанавливают сами СРО. У многих сразу возникает вопрос: «Возможен ли в этом случае принцип «предвзятой избирательности»? И как вообще защищены права организаций на этапе вступления в СРО?» Никакой предвзятости нет. Требования для вступления в СРО и соответственно для получения допуска к работам обязательны к размещению на сайте каждой СРО, и это законодательная норма. Кандидаты на вступление могут беспрепятственно ознакомиться с ними, чтобы окончательно определиться с выбором СРО.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом № 274 Министерства регионального развития 9 декабря 2008 г. Министерством юстиции РФ он зарегистрирован 16 января 2009 г. В этом перечне 35 разделов и почти 800 видов работ. Каждая СРО на своем общем собрании должна утвердить те виды работ, по которым она выдает допуски из числа утвержденного перечня работ. При этом СРО должна работать в тесном контакте с государственными органами технического надзора и экспертизы.

Как отражается новый закон на деятельности строителей-предпринимателей?

Во-первых, каждая строительная организация обязана вступить в СРО, чтобы продолжать свою деятельность на рынке. Членство в СРО повлечет за собой также обязанность уплачивать вступительные, членские и целевые взносы.

Во-вторых, СРО разрабатывает и устанавливает на основе действующего законодательства обязательные для выполнения всеми участниками правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности; контролирует их выполнение; проводит плановые и внеплановые проверки; привлекает к ответственности недобросовестных участников.

В-третьих, кроме осуществления функций контроля СРО применяет меры дисциплинарного воздействия: от вынесения предписания нарушителю до исключения его из членов СРО.

Однако, как следует из закона, контроль за деятельностью членов — не единственное предназначение СРО. Помимо этого, СРО призвана обеспечивать права и защищать их интересы. СРО образовывает третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и контрагентами, представляет интересы членов в отношениях с органами государственной власти, организует профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО.

Одним из нововведений, заслуживающих особого внимания, является то, что СРО вправе применять способы обеспечения имущественной ответственности членов перед контрагентами и иными лицами в виде:

1) создания системы личного и (или) коллективного страхования;

2) формирования компенсационного фонда.

Таким образом, компании, оказывающие услуги в сфере строительства, с одной стороны, будут подвержены строгому контролю органами СРО, что увеличит их ответственность перед контрагентами и третьими лицами, с другой стороны — членство в СРО гарантирует, что компания обладает определенным статусом и признаками, позволяющими осуществлять ей строительную деятельность на рынке услуг.

Кстати сказать, действующее законодательство сегодня четко разграничило деятельность саморегулируемых организаций в области строительства на три сферы:

  • строительство,
  • работа по подготовке проектной документации и
  • инженерные изыскания.

Оправдано ли такое «профильное» разделение СРО? Ведь, по сути, проектирование и инженерные изыскания относятся все к той же сфере строительства?

С одной стороны, строители, проектировщики, инженерные изыскатели действительно являются элементами единого строительного процесса. Но, с другой, — такое деление является общепризнанным уже не один десяток лет и берет свое начало в период зарождения капитального (фундаментного) строительства. Однако при переходе на СРО проблемы в связи с таким разделением будут возникать. Многопрофильным организациям, ведущим работы сразу в трех областях строительства, придется одновременно состоять в трех разных СРО. В любом случае только практика покажет целесообразность либо несостоятельность такого разделения.

Зачастую многие строительные фирмы имеют несколько лицензий (как на строительство, так и на изыскание и проектирование). Вследствие чего не ясна дальнейшая принадлежность их к какой-либо СРО. Российский Союз строителей и ряд других общественных организаций обращался в профильный Комитет ГД по данному вопросу, в связи с чем 13 января 2009 года депутатами ГД Борцовым Н. И. и Денисовым В.П. был внесен на рассмотрение Председателя Государственной Думы законопроект № 149522-5 «О внесении изменений в главу 6-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Проект ФЗ предусматривает возможность комплексных СРО, объединяющих три вышеперечисленных сферы. На сегодняшний день этот вопрос пока не решен.
 

С какими проблемами сталкиваются предприятия и индивидуальные предприниматели при вступлении в СРО?

Главная проблема — это внесение обязательного взноса в компенсационный фонд. Для строительной организации он составляет минимум 300 тысяч рублей. Это в том случае, если она страхует свою гражданскую ответственность (без страхования гражданской ответственности — это 1 миллион рублей, так записано в законе).

Внесение таких денежных средств вкупе с остальными затратами, которые придется понести организации при вступлении в СРО (обучение персонала, вступительный взнос, страховка), может вылиться в весьма приличную сумму. Это конечно проблема.

Еще одна проблема — квалифицированные кадры. Минимальные требования к персоналу по каждому виду работ тоже прописаны в законе (гл.6.1, ст.55.5 Градостроительного кодекса): не менее трех сотрудников должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет или не менее пяти сотрудников — среднее профессиональное образование и стаж работы не менее пяти лет.

Правила в игре под названием «строительство» установлены, установлены государством. Арбитром назначены саморегулируемые организации.

Становится совершенно понятно, что в СРО должны войти профессионалы, которые доказали качество своей работы и уровень своих компетенций. Компаниям, решившим и дальше заниматься строительным бизнесом, необходимо всерьез задуматься над дальнейшими действиями.

Какая разница между НП и СРО?

Создание любой СРО проходит через регистрацию Некоммерческого партнерства. Некоммерческое партнерство — это первый шаг к созданию саморегулируемой организации, которая и будет выдавать свидетельства о в соответствии с перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом №274 Министерства регионального развития 9 декабря 2008г.

В законе есть три критерия, при наличии которых возможно получение статуса саморегулируемой организации для некоммерческой организации.

Первый критерий — численность членов некоммерческой организации должна быть не менее 100 субъектов предпринимательской деятельности в строительной сфере — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Второй критерий — наличие компенсационного фонда. Это один из основных моментов саморегулирвания. Компенсационный фонд предполагает солидарную ответственность всех за каждого.

Закон предусматривает определенные параметры отчислений в компенсационный фонд: не менее трехсот тысяч рублей с одного члена СРО при условии страхования гражданской ответственности строительных рисков.

Без страхования минимальный взнос в компенсационный фонд каждого члена СРО определяется в один миллион рублей. Это минимальная граница. Взнос может достигать большей суммы по усмотрению членов организации.

Третий критерий — разработка и утверждение обязательных для членов СРО стандартов и правил.

Закон определяет также внутреннюю структуру СРО.

Эта структура включает в себя три блока управления:

— общее собрание;

— правление саморегулируемой организации;

— исполнительный орган.

Общее собрание учитывает голос каждого члена СРО, кроме аффилированных лиц, голоса которых учитываются как один голос. Большинство вопросов в организации решаются общим собранием. Оно проводится не реже одного раза в год.

Правление — это коллегиальный орган, который осуществляет управление организацией между общими собраниями.

Исполнительный орган — осуществляет повседневную деятельность организации, обеспечивает непрерывное функционирование офиса, реализует решения собрания и правления.

Многие компании пугает сумма взноса в компенсационный фонд при вступлении в СРО. Кто и как будет распоряжаться компенсационным фондом?

В соответствии с федеральным законодательством средства компенсационного фонда могут направляться только на возмещение вреда, возникшего вследствие некачественного выполнения работ членом СРО. Использовать эти средства на кредитование членов СРО запрещено. После того, как произведены выплаты из компенсационного фонда, другие участники СРО обязаны восстановить объем компенсационного фонда до первоначального. Таким образом, участники СРО несут коллективную ответственность за каждого своего члена.

Компенсационный фонд формируется из целевых взносов членов СРО. Если внутренними документами СРО определено обязательное страхование гражданской ответственности участников организации, то взнос в компенсационный фонд составляет 300 тысяч рублей для каждого члена СРО (в данном случае речь идет о строительных организациях, для проектировщиков и изыскателей взносы в случае обязательного страхования утверждены на уровне 150 тысяч рублей).

Компенсационный фонд может размещаться на депозитном счете в целях его сохранения и приумножения. Решение о выплате средств из компенсационного фонда принимает орган, уполномоченный на это в соответствии с уставом СРО.

Какова ситуация на сегодняшний день у НП строителей Байкальского региона?

НП строителей Байкальского региона было зарегистрировано 3 декабря 2008 года. На середину апреля подано 158 заявлений от компаний, которые работают на территории Иркутска, Иркутской области, республики Бурятия и претендуют на вступление в саморегулируемую организацию строителей Байкальского региона. Это наиболее дееспособные и ответственные строительные организации региона. 115 компаний стали полноправными членами Некоммерческого партнерства и полностью или частично оплатили взносы в компенсационный фонд будущей саморегулируемой организации строителей Байкальского региона, которую планируется создать на базе НП.

Согласно требованию устава НП, принято решение провести собрание 30 апреля для того, чтобы принять шесть документов, необходимых для регистрации нашего партнёрства в качестве СРО. В ходе собрания будут утверждены Устав, положения о правлении, генеральном директоре и ревизионной комиссии партнерства. Пройдут выборы членов правления и ревизионной комиссии, будет утвержден генеральный директор Некоммерческого партнерства. Кроме того, члены НП утвердят перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске. Предстоит утвердить требования к выдаче свидетельств и выполнению работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта (стандарт Некоммерческого партнерства строителей Байкальского региона). Кроме этого, в повестке собрания указаны утверждение положения о компенсационном фонде, мерах дисциплинарного воздействия и т.д. Работа предстоит большая и серьезная.

Уже сегодня можно говорить о том, что прием в состав СРО по строгости отбора превосходит практику Федерального лицензионного центра. Претендент на вступление в НП (будущую СРО) должен представить перечень обязательных документов, предусмотренных Градостроительным кодексом. После их получения НП осуществляет проверку. Несоответствие заявленных данных фактическим является основанием в отказе от приема. Если в непредоставлении части документов не усматривается умысла, НП предлагает восполнить недостающие документы, не оформляя отказ. Сведения об организациях будут направляться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), и недобросовестное оформление документов в последующем может отразиться на репутации компании.

В дальнейшем НП со статусом саморегулируемой организации намерены ужесточить условия приема, дополнив акты проверки квалификации работников актом об имуществе. Эти сведения необходимы для предоставления свидетельств о допуске к отдельным видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

С.Ф. Брилка

НП строителей Байкальского региона:

Г. Иркутск, ул. Байкальская, 259, оф.6,

Тел./факс: (3952) 794-568;

e-mail: npsbr@yandex.ru Загружено: 12.05.2009 в 10:55

www.baikalsro.ru



Страница была изменена: 12.08.2016 в 3:08