Ассоциация
РООР СРОСБР

Ассоциация региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона»

Поиск по сайту

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 04.04.2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Законопроект) разработан в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее соответственно — Закон № 223-ФЗ, Закон № 44-ФЗ) в условиях текущей экономической ситуации с учетом:

  • абзаца второго пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с представителями российских деловых кругов 24 февраля 2022 г. от 3 марта 2022 г. № Пр-422;
  • указания Президента Российской Федерации В.В.Путина от 10 мая 2020 г. № Пр-799;
  • пункта 24 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. № 3994-р;
  • поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина от 16 июня 2021 г. № ММ-П13-7783р;
  • пункта 15 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина от 14 марта 2022 г. № ММ-П13-3826кс по итогам заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 11 марта 2022 г;
  • пунктов 1.1 и 1.9 раздела 1 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления;
  • пункта 5.9 дополнительного перечня мер в План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 22 марта 2022 г. от 24 марта 2022 г. № ММ-П13-4666кс;
  • абзаца третьего пункта 3 раздела XVI протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 16 марта 2022 г. № 10;
  • поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 27 мая 2b21 г. № АБ-П50-6700, от 21 июня 2021 г. № АБ-П13-8123;
  • поручений, содержащихся в пункте 12 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина от 25 марта 2021 г. № МХ-П49-44пр, пункте 2 раздела I протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.ШХуснуллина от 20 апреля 2021 № МХ-П49-57пр, пункте 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской
    Федерации М.Ш.Хуснуллина от 24 мая 2021 г. № МХ-П49-78пр, пункте 1 раздела VII протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина от 2 марта 2022 г.
    № МХ-П16-23пркс;
  • пункта 2.1 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты», утвержденного
    Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллиным 28 января 2022 г. № 812п-П49.

Учитывая изложенное, проведение анализа правоприменительной практики не требуется.

Законопроект предусматривает установление в Законе № 223-ФЗ срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять по общему правилу не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Законопроектом также вносятся изменения в Закон № 223-ФЗ, предусматривающие: установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

В частности, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ», что позволит заказчикам:
— определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых «работ и оснащение объекта капитального строительства;
— упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Кроме того, предусматривается совершенствование информационного обеспечения закупок, в том числе по вопросам размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее — единая информационная система) и на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов закупки товаров, работ, услуг, информации о закупке, предусмотренной частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, уведомлений и заключений, формируемых при проведении оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего
предпринимательства в закупке.

Указанные изменения обусловлены тем, что реализация действующих положений частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ приводит к полному исключению информации о закупках из единой информационной системы, что в свою очередь не позволяет обеспечивать их прослеживаемость и учет.

В этой связи предлагается уточнить соответствующие положения Закона № 223-ФЗ для размещения информации о закупках, предусмотренных частью 16 статьи 4 Закона № 44-ФЗ, в закрытой части единой информационной системы в сфере закупок, обеспечивающей конфиденциальность информации, то есть без размещения на официальном сайте указанной системы. Аналогичный механизм размещения информации реализован с 1 января 2022 г. при осуществлении закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Законопроектом вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ, предусматривающие:
1) сокращение максимального срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 30 июня 2022 г. до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;

2) наделение Правительства Российской Федерации полномочиями на установление случаев, при которых к  частникам закупок заказчиками будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей
информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) уточнение оснований для рассмотрения вопроса о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом ими, предусмотренных заключенными с ними контрактами. В частности, вводится возможность рассмотрения вопроса о включении информации в такой реестр в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения
об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии оснований для его принятия;

4) замену ссылки на предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, на перечень, вводимый в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части расширения офшорных зон в рамках положений пункта 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятых в составе Федерального закона от 29 ноября 2021 г. № 384-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»;

5) исключение из критериев отнесения заказчика к категории «заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства» факта регистрации заказчика на территории иностранного государства в связи со спецификой осуществления деятельности таких заказчиков на территории иностранных государств;

6) включение в состав категории «контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан» контрактов, предусматривающих поставку медицинских изделий, технических средств реабилитации, а также расширение возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;

7) установление запрета на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной ‘(максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;

8) расширение перечня заказчиков, при осуществлении закупок товаров,  работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по включению в него заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного  характера;

9) установление возможности до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции
и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;

10) введение предусмотренного пунктом 54 перечня случаев осуществления закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося приложением № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору  о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., случая, устанавливающего возможность заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и  испытанию) космической техники;

11) продление до 31 декабря 2024 г. ранее установленного до 31 декабря 2022 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно- строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений территорий для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Законопроектом предусматривается исключений из предмета правового регулирования Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» отношений, связанных с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд, а также обязательных требований, устанавливаемых при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, поскольку  соответствующие требования в сфере закупок не могут по общему правилу устанавливаться в соответствии с указанным Федеральным законом, в том числе по причине невозможности определения их срока действия в соответствии с его статьей 3.

Законопроектом предусмотрен особый срок вступления в силу проектируемых изменений — со дня официального  опубликования соответствующего федерального закона, за исключением его отдельным положений. Указанный срок обусловлен необходимостью срочного оказания проектируемых мер поддержки участникам контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в условиях текущей экономической ситуации.

Сроки вступления в силу иных отдельных положений обусловлены вступлением в силу соответствующих положений  Федерального закона от 29 ноября 2021 г. № 384-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году», необходимостью подготовки заказчиков из числа отдельных видов юридических лиц к вносимым изменениям путем внесения изменений в положение о закупке, а также необходимостью осуществления доработок единой информационной системы.

В Законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях
их несоблюдения.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Законопроект 223_44 Загружено: 04.04.2022 в 11:41



Страница была изменена: 04.04.2022 в 12:17