За пять лет Минстрой России намерен сократить долгострои и увеличить ввод объектов 18.11.2022
Как рассказал в начале мероприятия заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев, данная госпрограмма формируется на базе федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и будет утверждаться сроком на 5 лет, начиная со следующего года. К слову, это одно из важных нововведений: переход к более долгосрочному планированию государственных расходов на строительство – вместо трех лет теперь будет 5.
Главные цели программы – это обеспечение ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, возводимых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в объеме не менее чем 99% от предусмотренных к вводу к 2027 г. и сокращение количества незавершенных объектов капстроительства не менее чем в 2 раза от включенных федеральный реестр объектов незавершенного капстроительства к 2027 г. Иными словами, сокращение числа недостроев и увеличение объема ввода. И как подчеркнул заместитель министра, максимальные сроки строительства большинства объектов должны составлять не более 2-3 лет. При этом бюджетные средства в экономику будут вовлекаться максимально быстро, а их оборачиваемость ускорится за счет оптимизации казначейского сопровождения и других механизмов.
В результате реализация госпрограммы появится возможность на ранней стадии выявлять и нивелировать риски. В частности, документ подразумевает внедрение риск-ориентированного подхода, расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию. По словам Юрия Гордеева, благодаря тому, что риски можно будет выявить на более ранних стадиях, будут скорректированы планы по строительству и финансированию, а также показатели по вводу.
При этом несомненный плюс пятилетней программы в том, что появляется возможность долгосрочного планирования. И это даст подрядчикам, заказчикам и строителям уверенность в завтрашнем дне. Причем в случае возникновения проблем, можно будет быстрее «перебросить» средства либо решить появившиеся вопросы.
Речь идет об опережающем финансировании, для которого будет проводиться мониторинг строительных объектов с анализом темпов строительства. И если будет зафиксировано опережение графиков строительства, то дополнительное финансирование будет «перебрасываться» со строек, отстающих от плана. А на них в свою очередь будут заложены средства при планировании бюджета.
Что касается выделения денежных средств, то оно будет производиться с учетом удорожания строительства. Так, предусмотрен механизм, благодаря которому не придется останавливать стройку в случае удорожания материалов, своевременно выделяя необходимые средства. Как заметил Юрий Гордеев, сегодня заявка на удорожание рассматривается и определяется по норме не более 30 дней, но по факту в среднем 2 недели. А объем удорожания, направленный на ФАИП, сегодня составляет 154 млрд руб. При этом уже сейчас параллельно осуществляется корректировка программы.
По словам спикера, механизм происходит не бесконтрольно, для этого выпущена соответствующая нормативно-правовая база. И если заказчик видит, что на стройке происходит удорожание, то вместе с подрядчиком они разрабатывают соответствующую корректировку сметной документации, проходят госэкспертизу, определяют коэффициент корректировки и уже применяют данную корректировку к невыполненным работам. Затем соответствующую заявку они подают в Минстрой, который все это обобщает. И подобные разбирательства по удорожанию происходят еженедельно параллельно с подготовкой корректировок по выделению средств.
В результате благодаря этому механизму появляется возможность внести изменения в сметную документацию и контракт, не останавливая стройку даже в условиях санкционного давления и кризиса, но при необходимости предусмотреть удорожание объектов, которое может происходить как из-за внешних, так и из-за внутренних факторов.
Примечательно, что по итогу этой работы было значительно увеличено кассовое исполнение ФАИП. Так, за 10 месяцев объем финансирования и процент освоения оказались выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: в текущем году кассовое исполнение составило 63,3%, а в прошлом – 52,1%.
Увеличить и сократить
Цели госпрограммы предельно ясны: к 2027 г. не менее чем в 1,5 раза должен увеличиться объем ввода объектов капстроительства, включенных в ФАИП, в сравнении с 2022 г. А количество незавершенных объектов должно сократиться не менее чем в 2 раза.
Как рассказал Юрий Гордеев, по всем существующим сегодня недостроям будет приниматься отдельное решение о целесообразности достройки в соответствии с 7 критериями. Если объект достраивать не имеет смысла, то его спишут и включать в госпрограмму не будут. Иными словами, если срок приостановления строительства более 5 лет, степень готовности менее 50%, у объекта нет правоустанавливающих документов, а актуальность завершения строительства не подтверждена, то будет принято решение о его сносе.
Уже сейчас заявки, поступающие в Минстрой, рассматривают на предмет того, считать ли эти объекты недостроями, или все-таки они будут завершены в какой-то период. И если объект попал в реестр, то сразу же в рамках исполнения постановления Правительства будет принято решение о последствиях.
По словам заместителя министра, в результате уже к 2027 г. заработает механизм, который не будет предусматривать такие долгострои, как есть сейчас – стоящие по 20 лет объекты незавершенного строительства
Миллиард к миллиарду
По данным Юрия Гордеева, в 2023 г. на госпрограмму «Строительство» предварительно планируется выделить 916 млрд руб., в 2024 г. – 946 млрд руб., в 2025 г. – 660 млрд руб., и еще примерно по 1 трлн руб. в 2026 и 2027 гг. Но точные цифры будут известны только после принятия федерального бюджета. В целом объем финансирования будет выдержан в объеме не менее 900 млрд руб. ежегодно в трехлетнем периоде.
При этом 79% из средств, выделяемых на трехлетний период, предусмотрены на завершение строительства 1497 уже начатых объектов и 21% — на начало 814 новых объектов.
Весь перечень объектов на 5 лет планируется утвердить одним распоряжением – это позволит в случае необходимости оперативно перераспределять средства федерального бюджета. А в текущем году уже проводится работа по перераспределению бюджетных ассигнований по объектам внутри 2022 г. Как заметил Юрий Гордеев, сегодня удалось наладить оперативное перераспределение, в том числе для приближения ввода объектов, чтобы полностью сократить дефицит средств на объектах капстроительства.
Напомним, в ФАИП входят больницы и поликлиники, школы и детские сады, дороги, аэропорты, инженерные сети, научные объекты, здания судов, различных служб и др. – объекты, направленные на обеспечение национальных целей развития.
Также заместитель министра отметил, что госпрограмма будет подразумевать работу по сокращению административно-правовых барьеров и существенно сократит инвестиционно-строительный цикл.
Конечно, не может существовать такая стройка, в которой не будет каких-либо изменений. Но, благодаря госпрограмме, будет разработан такой механизм работы, что долгострои и недострои попросту не смогут появиться.
Эвелина Ларсон
Страница была изменена: 25.11.2022 в 18:44